Авиакомпанию опустили на землю
12 февраля 2004 года
Справка "Ъ": ОАО «Авиакомпания “Татарстан“ создана в июле 2000 года на базе казанского авиаотряда, нижнекамского авиапредприятия и аэропорта «Бегишево» с уставным капиталом 81,2 млн руб., который на 100% принадлежит государству. Компания имеет 23 самолета, базируется в двух международных аэропортах — «Казань» и «Бегишево». В 2002 году выручка от авиауслуг составила около 780 млн руб., прибыль — 11,2 млн руб., в 2003 году выручка увеличилась на 13,4%, прибыль составила 28 млн руб.
ООО «Тулпар», созданное в ноябре 1991 года, является первым частным авиаперевозчиком в РТ. Авиапарк насчитывает 16 самолетов, специализируется на выполнении международных регулярных рейсов в Азиатском регионе, сезонных и регулярных рейсов внутри России, чартерных рейсов по РФ и СНГ, выполнении деловых авиаперевозок на самолетах ЯК-40. С момента создания объем реализации авиауслуг вырос почти в 50 тыс. раз и в 2002 году составил 317 млн руб.
Правительство РТ официально заявило о проекте объединения двух авиаперевозчиков республики — «Татарстан» и ООО «Карат» в начале прошлого года. Тогда же заместитель премьер-министра РТ — министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов не исключил возможности включения в состав региональной компании авиаперевозчиков из соседних регионов — Чувашии, Удмуртии и уральских областей, отметив, что переговоры на этот счет ведутся. Объединительный проект должен был вывести региональную компанию в десятку ведущих российских авиакомпаний.
Однако объединение «Тулпара» и «Татарстана» не состоялось из-за разногласий в вопросах распределения собственности. Правительство хотело сохранить в новой компании контроль за собой, председатель совета директоров «Тулпара» Азат Хаким настаивал на передаче контрольного пакета объединенной компании частным владельцам. В итоге в сентябре прошлого года «Тулпар» подписал соглашение об объединении активов с московским авиаперевозчиком «Карат», заявив, что новая компания будет зарегистрирована до конца 2003 года. Правительство РТ расценило сделку хорошей репетицией давнего проекта. Тем более что Азат Хаким заявил, что уже в ближайшее время суммарные обороты обоих компаний будут увеличены вдвое. Прошлой осенью Владимир Швецов по этому поводу сказал „Ъ“: «Мы готовы продать часть госпакета “Тулпару“, а вопрос о сохранении на первом этапе в госсобственности блокирующего или контрольного пакета сейчас находится в стадии обсуждения».
Вчера на коллегии Минтранса РТ из выступлений чиновников стало ясно, что вопрос о привлечении стратегического инвестора для дальнейшего развития национальной авиакомпании по-прежнему стоит остро, но правительство больше не рассматривает вариант продажи госпакета акций «Тулпару». Рустам Минниханов резко раскритиковал бизнес компании, заявив, что у ее руководства нет никакой серьезной программы дальнейшего развития. Премьер напомнил, что в развитие авиационного комплекса республика вложила, по его подсчетам, около $90 млн и довела стоимость активов до $150 млн. «Сегодня у нас нет никаких амбиций, и мы готовы поделиться со стратегическим инвестором, который придет с деньгами и сделает нашу компанию жизнеспособной», — сказал премьер. При этом он заметил, что речь можно вести с инвестором, готовым вложить в компанию $50 млн. На это гендиректор авиакомпании сказал, что сегодня никакого потенциального инвестора у компании нет.
После коллегии генеральный директор авиакомпании «Татарстан» Магомет Закаржаев пояснил „Ъ“, что инвестиции необходимы прежде всего для запуска инвестиционной программы компании, предусматривающей двукратный рост объемов работ за счет приобретения двух самолетов ТУ-214 производства КАПО общей стоимостью $57 млн. Кроме того, компании необходимо в ближайшее время построить ангар для технического обслуживания своих самолетов стоимостью $3 млн. «Пока нет инвестора, можно рисовать любые схемы, но толку от этого не будет», — сказал господин Закаржаев. Между тем, как сказал глава авиакомпании, «правительство больше не рассматривает вариант объединения с “Тулпаром“, поскольку не видит в нем серьезного инвестора». С другими же компаниями «серьезных переговоров не велось». По словам господина Закаржаева, на этой неделе он попытается встретиться с премьером и обговорить с ним конкретные условия приватизации компании. По его мнению, речь нужно вести о продаже контрольного пакета акций (50% плюс 1 акция), иначе никакой серьезный инвестор на предприятие не придет.
ТАТЬЯНА КОРНЕЕВА, "Коммерсантъ-Волга-Урал"